В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.
1. Избирательные права, право на участие в референдуме граждан Российской Федерации и их объединений, а также установленный порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации подлежат охране посредством принятия мер, направленных на пресечение их нарушения и привлечение виновных лиц к административной ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Порядок проведения выборов и референдумов на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, которое составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, в том числе уставы муниципальных образований, нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума.
Законом об основных гарантиях избирательных прав определяются основные условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Законом об основных гарантиях избирательных прав (статья 1, подпункт 11 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 11, пункт 3.1 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
2. Выборы и референдум являются формами прямого волеизъявления граждан Российской Федерации. Сведения любого характера, связанные с их подготовкой и проведением, могут оказывать воздействие на выбор гражданина при реализации его активного избирательного права и права на участие в референдуме. В связи с этим информационное обеспечение выборов и референдумов должно способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и гарантируется условиями, правилами и процедурами, предусмотренными Законом об основных гарантиях избирательных прав (подпункты 9, 11, 53 статьи 2, пункт 3 статьи 3, статья 44 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Обратить внимание судов на то, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, а также предвыборную агитацию, представляющую собой деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) в период избирательной кампании, и агитацию по вопросам референдума - деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос в период кампании референдума (подпункты 3, 4 статьи 2, статьи 44, 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Нарушение правил, условий и процедур, гарантирующих информационное обеспечение выборов и референдумов, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной в том числе статьями 5.5, 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.48 КоАП РФ, при наличии вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
3. Законодательство о выборах и референдумах закрепляет требования к участию средств массовой информации и иных лиц в информационном обеспечении выборов и референдумов, в частности к порядку опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (статья 45, пункт 6 статьи 47, статьи 50 - 52, 54, 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 45 - 53, 55, 56 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", статьи 57 - 66, 68, 69 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе допущенное в период избирательной кампании (в период осуществления деятельности по подготовке и проведению выборов со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов), а также в период кампании референдума (в период осуществления деятельности по подготовке и проведению референдума, осуществляемой со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума) в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (далее - информационно-телекоммуникационная сеть), влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.5 КоАП РФ (подпункты 19 и 34 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
К материалам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов, следует относить материалы, посредством которых осуществляется информирование избирателей, участников референдума (в том числе сообщения и материалы о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, о кандидатах, избирательных объединениях, о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, интервью и передачи с участием кандидатов (информационные материалы), а также материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (агитационные материалы) (подпункт 1 статьи 2, пункты 3 - 5 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
4. Для целей применения части 1 статьи 5.5 КоАП РФ под нарушением порядка опубликования (обнародования) информационных и (или) агитационных материалов следует понимать несоблюдение установленных законодательством о выборах и референдумах требований и условий к раскрытию и доведению содержащихся в данных материалах сведений до неопределенного круга лиц, обеспечивающих права граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
К числу таких требований и условий относятся, в частности, следующие:
содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (пункт 2 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в день голосования возможно только после момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума, а при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - после момента окончания голосования на территории Российской Федерации (пункт 7 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 6 статьи 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");
при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, должны указываться определенные законом сведения (пункт 2 статьи 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, возможно только в период, когда это не запрещено (пункт 3 статьи 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться в средствах массовой информации, указанных в Законе об основных гарантиях избирательных прав, исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев, без оплаты избирательными объединениями, кандидатами, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума; в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, не должна допускаться дискриминация (умаление прав), в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений (пункт 5 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
размещаемые в средствах массовой информации информационные материалы о кандидате, являющемся иностранным агентом, либо о кандидате, аффилированном с иностранным агентом, должны сопровождаться указанием на эти обстоятельства (пункт 5.1 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
эфирное время, печатная площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума должны предоставляться зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативным группам по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях, за исключением случаев, установленных законом (пункты 1, 5 статьи 50, пункты 1, 6 - 8 статьи 51, пункты 2, 7 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, либо о том, что кандидат является кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, или о том, что избирательное объединение выдвинуло на соответствующих выборах такого кандидата (таких кандидатов) (в том числе в составе списка кандидатов), должны быть указаны в размещаемых агитационных материалах такого кандидата, избирательного объединения. Данные сведения (информация) должны соответствовать установленным требованиям, в том числе к объему (занимаемой площади), и представлять собой точное воспроизведение формулировки закона о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, что не предполагает изменения этой формулировки и (или) дополнения ее какими-либо оценочными суждениями (пункты 3.1, 9.4 статьи 48, пункт 6 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
при участии зарегистрированного кандидата, аффилированного с иностранным агентом, в совместном агитационном мероприятии на телевидении или радио его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является кандидатом, аффилированным с иностранным агентом (пункт 4.1 статьи 51 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
использование в средствах массовой информации в агитационном материале высказывания физического лица, являющегося иностранным агентом, должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица, которая должна отвечать требованиям, установленным к этой информации, в том числе к ее объему (занимаемой площади) (пункт 9.5 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
агитационные материалы, размещаемые редакцией периодического печатного издания, не должны сопровождаться редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума (пункт 5 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
размещение редакцией периодического печатного издания агитационных материалов должно сопровождаться сведениями о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации, либо информацией о безвозмездном характере публикации и о том, кто ее разместил, если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно (пункт 6 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
в периодическом печатном издании, учрежденном органом государственной власти, органом местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не должны публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума (пункт 6 статьи 47 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
при предоставлении эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания должны соблюдаться правила, установленные законом (например, относительно общего объема эфирного времени, которое государственная организация телерадиовещания обязана на равных условиях предоставлять для проведения предвыборной агитации) (пункты 1, 1.3, 4, 6, 9, 12 статьи 50, пункты 1 - 4 статьи 51, пункт 1 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
предоставление эфирного времени, печатной площади, оказание услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях должны производиться в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и кандидатом, избирательным объединением, представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади, оказания названных услуг (пункт 11 статьи 50 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
резервирование и предоставление платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на соответствующих выборах, референдуме должно осуществляться государственными и муниципальными организациями телерадиовещания, государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями, выходящими не реже одного раза в неделю, с соблюдением установленных законом правил (пункт 6 статьи 51, пункт 2 статьи 52 Закона об основных гарантиях избирательных прав);
передача агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания не должна перекрываться трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Действия (бездействие), выражающиеся в нарушении приведенных требований и условий законодательства о выборах и референдумах, предъявляемых к порядку опубликования (обнародования) информационных и (или) агитационных материалов, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ.
5. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ, являются главный редактор, редакция средства массовой информации, организация, осуществляющая теле- и (или) радиовещание, иная организация, осуществляющая выпуск или распространение средства массовой информации, а равно любые лица, допустившие нарушения порядка опубликования (обнародования) информационных и (или) агитационных материалов в информационно-телекоммуникационной сети в период избирательной кампании, кампании референдума.
К средствам массовой информации относятся периодические (выходящие не реже одного раза в год) печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (например, электронное периодическое издание, информационное агентство), которые подлежат государственной регистрации, за исключением установленных законом случаев освобождения от такой регистрации (статьи 2, 8, 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Главным редактором признается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации, в связи с чем он подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо (абзац десятый статьи 2, часть пятая статьи 19 Закона о СМИ, примечание к статье 2.4 КоАП РФ).
Привлечение редакции средства массовой информации к административной ответственности зависит от формы организации ее деятельности (абзац девятый статьи 2 Закона о СМИ).
Например, если редакция является учреждением, она подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 5.5 КоАП РФ как юридическое лицо (статья 2.10 КоАП РФ).
В случае, если в качестве редакции средства массовой информации выступает организация (объединение граждан), функционирующая без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, административную ответственность за совершение редакцией административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, несет главный редактор (примечание к статье 2.4 КоАП РФ, статья 3, часть вторая статьи 41 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Если производство и выпуск средства массовой информации осуществляются единолично физическим лицом, зарегистрированным для осуществления указанной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, такое лицо подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо, а при отсутствии такой регистрации - как гражданин (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).
К организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, относятся организации (юридические лица), осуществляющие теле- и (или) радиовещание, а также редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания (подпункт 46 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статья 16.1 Закона о СМИ). При этом выпуск средства массовой информации представляет собой выход в свет (в эфир) продукции средства массовой информации (статьи 26, 27 Закона о СМИ).
Под организацией, осуществляющей распространение средства массовой информации, понимается юридическое лицо, осуществляющее по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях распространение средства массовой информации, то есть продажу, подписку, доставку, раздачу периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрацию кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения (абзацы седьмой и тринадцатый статьи 2 Закона о СМИ).
Судам следует иметь в виду, что административной ответственности по части 1 статьи 5.5 КоАП РФ подлежат физические и юридические лица, которым адресованы предусмотренные законом требования относительно порядка опубликования (обнародования) информационных и (или) агитационных материалов и которые имеют возможность определять содержание таких материалов и (или) продукции средства массовой информации. В связи с этим к числу субъектов административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, не относятся, например, организации, осуществляющие розничную продажу периодических печатных изданий, выпуск которых произведен иными лицами.
Обратить внимание судов на то, что физические и юридические лица, не осуществляющие выпуск или распространение средств массовой информации, за распространение, в том числе посредством обнародования, в информационно-телекоммуникационной сети агитационных материалов с нарушением установленных законом требований несут административную ответственность по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ.